Информация о Федеральном государственном образовательном стандарте для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уважаемые родители, педагоги, обучающиеся!
С 1 сентября 2016 года введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт).
Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).
Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
С чем связано введение Стандарта?
-
Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Какие задачи решает Стандарт?
Стандарт направлен на решение следующих задач образования учащихся с ОВЗ:
-
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
-
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
-
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
-
формирование основ учебной деятельности;
-
создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого учащегося как субъекта отношений в сфере образования;
-
обеспечение вариативности и разнообразия содержания адаптированной образовательной программы начального общего образования и организационных форм получения образования учащимися с учетом их психофизических особенностей.
Основной этап внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ предполагает следующие ступени:
-
Комплектование контингента учащихся с ОВЗ.
-
Информирование родителей об особенностях и перспективах обучение учащихся с ОВЗ. Заключение родительского договора.
-
Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и внеурочной работы.
-
Текущий мониторинг качества внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
В настоящее время в отечественном образовательном пространстве в рамках изменяющегося законодательства, вступления в силу «Закона об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. осуществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку реализовать свои потребности в развитии и равные права в получении адекватного своему уровню развития образования независимо от социального положения, национальной или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей.
Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья ссылка
Нормативно-правовую базу в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
международные (подписанные СССР или Россией); федеральные; правительственные; ведомственные; региональные.
Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" № 1598 от 19.12.2014
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Психофизическая характеристика детей с ЗПР
При обследовании таких детей выяснилось, что основной причиной их неуспеваемости и отклонений являются небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, эмоции, память и т. п. формируются не только позже, но и несколько иначе.
Выбор варианта обучения детей с ОВЗ
Прием ребенка с ОВЗ на обучение по тому или иному варианту ФГОС для обучающихся с ОВЗ осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Нарушения письма у детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития - временное отставание развития психики или ее отдельных функций. Она является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза.
Создание специальных условий обучения для детей с ОВЗ
Основной задачей в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Методы обучения детей с ОВЗ
Персональный подход к каждому школьнику и специальная индивидуальная программа для детей с ОВЗ - главные преимущества в работе с такими детьми.