В помощь классному руководителю

                                              

                                                            г. Краснокамск, Пермский край 

В помощь классному руководителю

 

Учитель в гимназии не только предметник, у него есть и другая, может быть, самая главная роль в воспитании - это роль классного руководителя. Деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом.

     Классное руководство – это радость общения в кругу детей. Классное руководство – это реализация педагогического сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

     Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности, и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель - это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.

    Хороший классный руководитель никогда не должен забывать об основных пяти принципах классного руководства:

    Принцип первый: добровольно и радостно отдавать ученикам свое духовное богатство. Увлечения классного руководителя, например, наукой, музыкой, театром, - отличный образец для ребят, основа сотрудничества с ними.

   Принцип второй: узнать своих учеников. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его - тоже во всех отношениях». Эта мысль К. Д. Ушинского не потеряла ни грана своей актуальности. Что же конкретно является предметом познания в личности? В широком плане личность - это интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных характеристик. Она складывается из характера и воли, мышления и внимания, темперамента и склонностей, памяти и восприятия, интересов и убеждений. На развитие личности влияет наследственность, среда, деятельность. Обладая такими сведениями о каждом своем ученике, приобретаешь шанс избежать ошибок в воспитании.

    Принцип третий: уметь профессионально разрешать конфликтные ситуации. Конфликтов не избежать. Они возникают при взаимодействии классного руководителя и учащихся, учащихся между собой, классного руководителя и родителей. Пути разрешения конфликта: налаживание взаимопонимания и устранение недоразумений - методом эмпатии, методом логического анализа. Существуют еще и игровые методы. В частности, при работе со старшеклассниками можно применять деловые психологические игры. Но чтобы быть успешным в этом, классный руководитель должен открыть в себе игровое начало - способность и желание играть. Метод эмпатии - это универсальный способ разрешения конфликтов. Он подразумевает «вхождение» в личностный мир другого и пребывание в нем «как дома».

  Принцип четвертый: дружба - понятие круглосуточное. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира» - говорил наш замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский, и эти слова по-прежнему актуальны. Готов ли ты по первому зову своего ученика поспешить ему на помощь? Готов ли быть для каждого из них самым надежным другом?

    Принцип пятый:  стараться задействовать своих учеников так, чтобы у них не оставалось времени для безделья.

Рекомендации для работы классного руководителя

Памятка Классному руководителю.

Классный журнал. Рекомендации по заполнению.

Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка;

Планирование  работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания;

Конструктор конкурсно-игровой программы (методическая идея Н.Е.Щурковой);

Концепция Е.В. Бондаревской "Воспитание ребёнка как человека культуры";

Концепция Н.Е. Щурковой "Формирование образа жизни, достойной Человека";

Возрастные особенности подростков;

Как подготовить и провести классный час;

Методические рекомендации в помощь учителю по диагностике обучающихся:

Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся; 

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности;

Методика "Кто Я?";

Методика "Пословицы"; 

Методика "Репка";

Методика "Что мы ценим в людях";

Опросник мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.

 

Дата последнего обновления страницы 07.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения